О художнике

О ХУДОЖНИКЕ

Владимир Владимирович Сизов родился 13 июля 1946 года в Ленинграде. Первые годы жизни проходили в атмосфере города, пережившего блокаду, наполненного болью, отчаянием и вместе с тем радостью Победы. Обстановка этих лет повлияла на формирование сознания маленького мальчика. Не случайно, что тема войны в будущем станет одной из главных в его творчестве.
«Мои родители – Владимир Алексеевич Сизов и Раиса Васильевна Сизова, урожденная Гуреева. Отец жил на станции Инсар Ходошкинского района, в семье железнодорожника. Родители познакомились в поселке Богоявленске, что под Мичуринском. Отец после ранения лежал в госпитале, а мама была учительницей в местной школе. Так их свела судьба. Офицер, красавец забрал маму в Ленинград, они поженились, а я родился уже после войны. Жить в Ленинграде после блокады было непросто. Отцу дали комнату в коммунальной. В квартире маму преследовали несчастья: ушел муж, она осталась одна с крошечным ребенком. Поэтому когда она второй раз вышла замуж, то просто бежала из этой квартиры в родной Мичуринск. Отчима моего звали Тихонов Сергей Алексеевич. Он был родом из Донбасса. В Мичуринске мы поселились у бабушки Елены Сергеевны Гуреевой, урожденной Калугиной, и дедушки Василия Ильича Гуреева.»
Вскоре семья переехала в Мичуринск, в дом бабушки. С 1951 года жизнь Владимира тесно связана с тихим уютным городком, с поэтичной природой его окрестностей. Обучение и начало творческого пути прошло у художника на Украине и тесно связано с Тамбовским краем, городом Мичуринском, где проходило его детство и впервые проснулось страстное желание стать художником.
Именно здесь, в маленьком провинциальном дворике, зародилась мечта у Володи посвятить свою жизнь искусству. Это стремление проявилось еще в средней школе № 16, где Сизов оформлял стенные газеты, в изостудии Мичуринского Дома пионеров. Руководителем этой студии был известный педагог и художник, заслуженный работник культуры России А.В. Платицин. Здесь, постигая профессиональные основы, будущий мастер проявил свою волю, активность, те черты характера, которые в дальнейшем помогут ему в жизни.
Закончив восьмилетку, Сизов уезжает на Украину в город Луганск поступать в художественное училище. Годы, проведенные там, были полны трудностей и испытаний, но любовь к искусству помогала ему преодолеть все препятствия, мешающие достижению поставленной цели.
«Экзамены сдал успешно и стал студентом. Предстояла самостоятельная жизнь. Трудно пришлось первое время. На этюды ходил каждые утро и вечер, невзирая на погоду. Если учитель говорил сделать сто набросков, то я это всегда выполнял.
1966 год был для меня судьбоносным: познакомился и женился на любимой девушке Вале, урожденной Улановой, закончил Луганское государственное художественное училище, поступил в институт, родилась дочь Танечка.
Закончив художественное училище с отличием, я решил продолжить образование. Меня притягивала Москва, но председатель Государственной комиссии В.И. Забашта порекомендовал ехать в Киев. Он и художница Татьяна Ниловна Яблонская набирали в тот год студентов в институт. Экзамены сдал успешно, первым номером, стал студентом живописного факультета Киевского государственного художественного института. Учился с полной отдачей, старался».
Желание как можно лучше освоить профессиональные навыки привело художника в Киевский государственный художественный институт. Учился Владимир Сизов в мастерской батальной живописи у народного художника СССР, профессора, академика живописи В.В. Шаталина. Преподавателями его также были художники В.И. Костецкий, Т.Г. Голимбиевская. Студенческие годы, полные впечатлений, эмоций, планов на будущее, очень способствовали развитию живописного дарования Сизова. Художник всегда с большим теплом и уважением вспоминает своих преподавателей, чьи советы не раз пригодились ему в творчестве.

«После второго курса института вместе с Сашей Сулименко, сыном известного живописца, я был рекомендован в Пражскую академию художеств для обмена творческим опытом с пражскими студентами. Мы были отправлены как два лучших студента института, но поездка не состоялась. 1968 год – это «пражская весна». Танки на площади. Наши войска оказались препятствием для поездки.
Летние практики я проходил три года в Мичуринске. Они были отмечены отличными оценками. Обычно я показывал очень много работ. Практики всегда были самостоятельные. Я брал программы по портрету, пейзажу и много писал. Когда заканчивалось лето, отчим со мной перевозил все мои этюды на большой телеге через весь город Мичуринск и помогал мне их грузить в товарный вагон. В институте обычно спрашивали, где мои работы, а я отвечал, что на товарной станции. После просмотра все этюды летней практики, а их количество порой доходило до 400, обычно выставлялись для просмотра в коридоре и актовом зале КГХИ».
Руководителем дипломной работы студента В.В. Сизова «Тревожные ночи» был профессор В.В. Шаталин. Государственная экзаменационная комиссия оценила картину на «отлично». В 1972 г. картина экспонировалась в Ленинграде на XV Всесоюзной выставке дипломных работ студентов художественных вузов страны выпуска 1972 года. Уже в этом произведении, посвященном теме войны, проявились все накопленные знания, творческая направленность, особенности живописного языка автора.
Первый успех Сизова дал ему уверенность в правильности выбранного пути. Органичное сочетание в картине художественной формы с созданным образом говорит о прекрасном овладении им профессиональными знаниями.
«За свою дипломную работу получил оценку «отлично». Мой руководитель профессор В.В. Шаталин сказал: «Вот вы написали диплом. Многие художники после останавливаются, не учатся, думают, что уже пишут картины. Но первая картина – это еще не картина. И две картины – это не картина. Первый десяток картин – это уже одна картина». А позже при встрече он сказал, что работа «Тревожные ночи» получила третье место среди дипломников Москвы, Ленинграда и Киева. Она долгое время экспонировалась среди лучших дипломных работ наших студентов в институте. С тех пор я начал работать над тематической картиной. После института не всем удается удержаться в этом жанре. Жизнь порой так крутит художников, что надо иметь особый характер, любовь к тому, чтобы писать подобные полотна».
Дальнейшая судьба художника связана с Донецком, куда он приехал по направлению института вместе с семьей и где начинается его самостоятельная дорога в искусстве. Широк и разнообразен тематический диапазон творчества живописца в этот период. Он с энтузиазмом берется за самые сложные темы: революция, война, трудовые подвиги шахтеров – и сразу заявляет о себе как об авторе со своим видением исторических событий и явлений современности.
После распада Советского Союза в 1991 году Сизов вместе с семьей перебрался в Тамбов. Он вернулся на Родину уже сформировавшимся живописцем, со своим мировоззрением, восприятием окружающего мира, происходящих событий. Сердцем он всегда был со своим родным краем, где прошло его детство. Именно тамбовская земля, с тишиной и благодатью лесов, цветным ковром пространных лугов, прозрачностью рек, уютом провинциальных двориков, является постоянным источником его вдохновения.