Творчество

ТВОРЧЕСТВО

Заслуженный художник Российской Федерации Владимир Владимирович Сизов принадлежит к числу художников, чье понимание живописи воспитано традициями реалистического искусства и творчеством замечательных живописцев нашей современности. Его имя широко известно не только в Тамбове, но и далеко за его пределами. Картины В.В. Сизова хранятся во многих музеях нашей страны и за рубежом. Он участник всесоюзных, всероссийских, республиканских, зональных, региональных, областных, групповых и международных художественных выставок. Персональные выставки живописца состоялись в Донецке, Киеве, Москве, Мичуринске, Тамбове, в Обдахе (Австрия).
Картины В. Сизова затрагивают многие грани человеческой жизни: войну, мирный труд, материнство и детство, разнообразие и красоту окружающего мира. Живописец активный и целеустремленный, он, работая в разных жанрах, проявляет свой талант, свое видение и понимание явлений действительности.
Одна из первых работ В. Сизова – «Дети военных лет». В ней главная задача живописца: донести до зрителя мысль, что дети и война – понятия абсолютно несовместимые. Много детских судеб было покалечено войной. Лишенные игр и забав, они рано становились взрослыми, выполняя подчас нелегкую физическую работу. Вероятно, что годы, проведенные совсем еще маленьким мальчиком Володей Сизовым в послеблокадном Ленинграде, впечатления того времени, оставившие навсегда след в его душе, сыграли большую роль в обращении автора к этой теме.
Война ушла в прошлое, однако напоминания о ней – тяжелая военная техника, поставленная во дворе музея, взобравшаяся на танк детвора – воспринимаются как символ вечно обновляющейся жизни, победы и свободы в картине художника «Музейный дворик».
Многие из работ художника стали вехами на его творческом пути. Приступая к той или иной теме, будь это современная жизнь или исторический факт, автор внимательно изучает материал. Исторические полотна рождались от синтеза авторских впечатлений и ассоциаций с фактическим материалом – литературой, документами, фотографиями. Так, его работа «Шахтерский батальон» служит документальным подтверждением исторического факта об умирающем бойце шахтерского батальона, который телеграфировал советскому правительству о разбитом белобандитами отряде. Из массы впечатлений Сизов всегда отбирает факты, имеющие непреходящее значение, ситуации, дающие возможность глубокого образного обобщения.
В ранних произведениях автора проявляется свойственная ему свободная, обобщенная манера письма, характерный для него четкий, конструктивный рисунок, продуманное композиционное решение.
Одним из этапных произведений в творчестве Владимира Сизова стала работа «Красные терриконы», принесшая автору большое удовлетворение. Она экспонировалась на Республиканской и Всесоюзной художественных выставках в Москве в 1985 году и была закуплена дирекцией художественных выставок Украины. Сейчас хранится в Донецком художественном музее. Основная идея картины – это освобождение Донбасса от немецко­фашистских захватчиков. В уходящей перспективе вертикального полотна с высоты птичьего полета просматривается город со следами военной разрухи. На горизонте вспыхивают зарницы, как отголоски сражений. На переднем плане, на вершине террикона, – солдат, водрузивший знамя, и мальчик военной поры. Эти связанные композиционно две фигуры несут основную смысловую нагрузку произведения, воспринимаются как символы вечной связи времен, преемственности поколений. Большую роль в картине играет колорит, который вносит ощущение некоторой тревоги красноватыми всполохами на фоне темнеющего неба.
Еще одна этапная картина, выполненная художником в этот период, – «Восстановление шахт Донбасса». Тема этой работы долго вынашивалась автором. Он, живя в Донбассе, был тесно связан с шахтерами, видел, какой тяжелый у них труд. Образы героев его произведений «Восстановление шахт Донбасса», «Рекордный забой Алексея Стаханова» и других масштабны, исполнены внутреннего драматического напряжения. А чтобы понять тяжелый шахтерский труд, художник спускался в забой, чтобы проникнуться атмосферой суровых трудовых будней, почувствовать силу и мужество людей этой профессии.
Произведениям автора, выполненным в этот период, присуща гражданственность, идейность, воплощающаяся в некоторой монументализации форм. 1960¬е – начало 1970¬х гг. – это время подъема изобразительного искусства, расцвета жанровой картины, когда созданный образ органично сочетается с художественной формой и средствами изображения.
Вместе с тем от социальной заостренности, гражданского пафоса и монументальных форм намечается поворот в искусстве к отдельному человеку, камерности в решении художественного образа. Эти тенденции изобразительного искусства, безусловно, нашли свое отражение в творчестве Владимира Сизова, всегда идущего в ногу со временем. Вместе с тем личная эмоциональная оценка действительности присуща многим произведениям автора.
Его портреты, пейзажи, тематические полотна свидетельствуют о постоянном и напряженном поиске, наполненном стремлением выразить особенности каждого конкретного периода нашей жизни.
Многочисленные поездки на трудовые стройки, знакомство с передовиками производства способствовали созданию замечательных портретных образов. «Портрет Н. Гапоненко», «Портрет бетонщицы Л. Петрачковой» подкупают искренностью, умением автора передать не только внешнее сходство, но и отличительные особенности характера каждой модели. Героям этих работ присуща романтическая приверженность человека своему труду. Они преисполнены сознания собственной значимости, чувства человеческого достоинства.
Выразительны в своем художественном решении такие работы мастера, как «Портрет жены», «Автопортрет с сыном», «Студентка», «Марфа Васильевна» и др., в которых он прежде всего стремится к выявлению главных черт каждого человеческого характера. Самой художественной структурой своих работ, пластическим ритмом, лаконичностью средств выражения, цветом автор создает образы гармоничные и яркие.
1980-е годы для художника – период большой творческой активности и достижений в области живописи. Картина «Реставраторы» экспонировалась в ряде больших выставок Украины и России, в их числе – на Всероссийской выставке тематической картины. Прежде чем приступить к воплощению замысла, автор немало потрудился над изучением профессии реставраторов, восстанавливающих замечательные творения древнерусских зодчих. В этом произведении чувствуется уважение автора к людям, сохраняющим для будущих поколений прошлые творения, трепетное отношение художника к русской православной культуре.
В 1988 году В. Сизов был участником Международного пленэра в городе Хожове, в Польше, где познакомился с интересными живописцами разных стран, общение с которыми обогащало, способствовало развитию его творчества. Результатом этой поездки стал «Групповой портрет художников Европы, который сейчас находится в музее г. Хожова.
Трудно перечислить количество работ, написанных на Тамбовщине. Пейзаж «Летний полдень», созданный под Мичуринском, напоминает автору детские годы, полные радости и солнечных дней, когда так хочется нырнуть в прохладную синь прозрачных вод Лесного Воронежа.
Особенное состояние тишины, мягкие тональные переходы, светлая цветовая гамма привлекают в его картине «Белое покрывало». Здесь художнику удалось в нешироком спектре цветовой палитры передать все богатство оттенков в зимний неяркий день.
Лирические интонации подкупают в работе «Заснеженная рябина». Живописца заворожили сохранившие свою яркость красные кисти ягод, покрытые белыми пушистыми колпачками снега. Здесь же, среди этой красоты, на дереве притаились снегири. Эта картина, экспонировавшаяся на IX Всероссийской выставке в Москве в 1999 г., рождает у зрителя чувство сопричастности к чуду.
В своих пейзажах Сизов находит всегда нужные колористические градации, гармонично объединяет пространственные планы, подчеркивая их ритмическую взаимосвязь.
Где бы ни бывал живописец, он везде работал, вбирая в себя красоту окрестностей, радуясь возможности почувствовать особенность колорита разных стран, где удалось побывать. Очень многое дали художнику поездки во Францию, Польшу, Австрию. Для каждой местности у художника находятся свой пластический язык, колористическое решение, что способствует передаче особой атмосферы разных уголков земли. Из каждой своей поездки Владимир Сизов привозил большие серии картин, набросков, этюдов.
В 1994 году художник побывал во Франции, в стране, которая покорила его своей природой, историческими местами и, конечно, замечательными музеями. Особая палитра красок присуща его работе «Порт Сан¬Густан», в которой мерцающие блики на воде, прозрачный воздух, наполненный светом, изображенные корабли, лодки передают атмосферу наполненного бурной, кипучей жизнью морского порта. В пейзажах «Ночной Оре», «Австрийский мотив» автор находит нужные колористические градации для создания поэтичных художественных образов.
В 1997 году в Тамбове состоялась большая персональная выставка художника, посвященная его пятидесятилетию, которая дала возможность жителям города увидеть достижения автора в творчестве, познакомиться с его новыми работами.
В 2002 году Владимир Сизов представлял художников Черноземья на Международном пленэре «Мещерские дали-2002», проходившем в Рязанской области, в городе Касимове, которому в тот год исполнилось 850 лет. Этот небольшой городок поразил автора своим архитектурным убранством – множеством храмов, уживающихся в пространстве города с современными постройками. Храм как живое творение древнерусских зодчих мы видим в работах «Никольская церковь», «Успенская церковь», «Церковь Великомученика Георгия». К последней работе у художника особое отношение. Она вырастает до обобщения, воспринимается как символ. Не случайно, что второе название этой картины – «Русь».
Множество работ автор привез из Архангельского, где расположился православный летний лагерь, недалеко от станицы Эриванской Краснодарского края. Летом 2003 года здесь, в живописных предгорьях Главного Кавказского хребта, был проведен пленэр для российских художников, который осуществлялся в рамках фестиваля славянской письменности и культуры «Лето Господне». Задача, поставленная оргкомитетом, – выразить изобразительными средствами суть евангельских слов: «Проповедовать Лето Господне благоприятное».
Художник специально поехал в горы к знакомому священнику отцу Сергию, чтобы лучше узнать православную тему, насытиться духом христианства. Он не только творчески работал, но и проводил мастер-¬класс по живописи в рамках образовательной программы «Одаренные дети». Изумительные окрестности: гора Шизе, растущие по горам величественные стройные сосны, бук, граб, искрящаяся в солнечных лучах прозрачная вода горной речки Абинки, лазурная морская гладь – все это вдохновило мастера на создание удивительно точно передающих особенности южной природы пейзажей «Быстринка», «Летняя прохлада», «Южное солнышко». Эти работы дают представление о художнике, очень тонко воспринимающем красоту. Тонкие цветовые переходы, легкость исполнения, продуманность композиций отличают его работы, напоенные солнцем, теплом, излучающие зной жаркого южного лета.
Тамбовский период для живописца В. Сизова оказался необычайно плодотворным. Именно здесь художник создал свои наиболее значительные полотна, ставшие ключевыми в его творчестве.
Создавая образ девушки в картине «Боец Аленушка», автор вновь возвращается к теме войны.
Работа над картиной «В Крещенскую ночь» длилась пять лет, с 1993 по 1997 г. Это большая многофигурная композиция, изображающая зимнее ночное купание, принятое в России в честь святого праздника Крещения. День Богоявления на святой Руси был не просто традицией. После Пасхи и Рождества Христова он означен как величайший праздник. В этот день весь православный люд совершал хождение к реке на водосвятие, как некогда Спаситель мира смиренно принял в реке Иордан водное крещение от Иоанна Предтечи. Считается, что вода в этот день священна, целебна.
Владимир Сизов не раз видел такое омовение в городе Мичуринске. Большое количество изображенных участников – около пятидесяти человек – собрались у проруби, вырубленной крестообразно, в которую окунаются смельчаки, желающие получить благодати Господней. Точно выверенная композиция, в которой центральная часть играет роль своеобразного эмоционального акцента, притягивающего взгляд, пластически едина. Она легко воспринимается в целом, и в то же время каждый человек в картине индивидуален, наделен конкретной характеристикой, эмоциональной реакцией на происходящее.
Работа «В Крещенскую ночь» экспонировалась в Москве, в ЦДХ, на персональной выставке художника в 1998 году и получила высокую оценку президиума Академии художеств России как произведение, в котором художник Сизов продолжает лучшие суриковские традиции.
Большое историческое полотно «Петр I в Азовской степи», работу над которым Сизов начал в 1997 году, экспонировалось на областной художественной выставке в Тамбовской областной картинной галерее. Автора привлекла масштабная личность государя Петра I – волевого, решительного реформатора.
Картина уносит нас в далекий XVIII век, когда Петром творилась русская история. На большом пространстве холста – безбрежная дикая степь, покрытая седым ковылем. Тревожно темное небо с красноватыми всполохами заката на горизонте. На переднем плане – мерцающие огни костра, которые выхватывают из темноты ночи странников, нашедших пристанище недалеко от каменного изваяния далеких языческих времен, а также фигуру царя Петра I.
Прежде чем приступить к работе над картиной, художник внимательно изучил исторический материал, собирал факты, документы, связанные с открытием каменного угля.
Работа над большим монументальным полотном «Заступница земли Тамбовской» (посвящается памяти архиепископа Тамбовского и Мичуринского Евгения) велась художником пять лет. 2006 год – это время завершения работы.
Речь идет о чудотворной Вышенской иконе Божией Матери, которой по ходатайству епископа Тамбовского и Мичуринского Феодосия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить крестный ход с чудотворной Вышенской иконой Божией Матери и ежегодно приносить чудотворную икону в Тамбовскую епархию.
Художника Сизова привлекла история, связанная с этим образом. Известно множество замечательных чудес и исцелений с тех пор, как икона была перенесена в Вышенскую пустынь. Перед ней совершались молебны, прихожане получали от образа помощь и благодать. Жители Тамбова испытали спасение от иконы в 1871 году, когда город охватила эпидемия холеры. Заступничеством Пречистой Девы Марии город был спасен. В тот страшный год чудотворная икона была доставлена крестным ходом в Тамбов, после чего число умирающих резко сократилось. И в благодарность за чудесное спасение от эпидемии на одной из главных площадей города был возведен большой пятиглавый храм. В начале двадцатого столетия вместо обветшавшей церкви по велению властей был поставлен памятник В.И. Ленину. Его фигура, возвышающаяся на втором плане, воспринимается в композиции картины как зловещий символ ушедших времен.
Как об одном из этапов духовного возрождения Тамбовской земли, России рассказывает художник. Перед ним стояла нелегкая композиционная задача: на большом пространстве холста запечатлеть это знаменательное событие, происходящее в центре города при очень большом скоплении людей. И художник, обладающий опытом строить большую многофигурную композицию, прекрасно с ней справился.
В картине все детали подчинены целому. Большое значение автор придает цветовому строю полотна, наделяя его эмоциональной и смысловой функцией. Строго и выверено компонуя пространство холста, художник уделяет внимание фону произведения, на котором разворачивается действие. Сложная композиция пластически едина, она легко воспринимается в целом. И в то же время каждое лицо, каждая фигура написаны внимательно, наделены конкретными характеристиками, различными оттенками настроений.
Немало интересных работ выполнено художником в последние годы. Это ряд портретов представителей русской интеллигенции, связанных с Тамбовским краем: «Портрет М.В. Асеева», «С.Н. Сергеев-¬Ценский в молодые годы», «Портрет Н.М. Сатина», «Портрет И.В. Мичурина», «Портрет С.В. Рахманинова», «Портрет А. Ермакова, директора Музея¬ усадьбы С.В. Рахманинова», «Портрет генерала В.Н. Сафонова», «Портрет архиепископа Евгения», «Портрет архиепископа Луки», «Сашенька» и др.
Из поездки на липецкий пленэр «Сиреневая школа в Мещерке» в 2005 году художник привез немало ярких выразительных пейзажных образов.
Немало замечательных работ было написано в этих поэтичных местах: «Божественный уголок в Мещерке», «Утро. Деревня Мещерка», «Мещерские дали», «Сирень». В пейзаже «Дендропарк» оттенки сиреневых, лиловых тонов создают особое романтическое настроение. Именно цвет в работе формирует пространство, воздух которого весь наполнен чарующим запахом. Величаво, торжественно выглядит на этом холсте сиреневый парк, залитый солнцем.
При знакомстве с творчеством Владимира Владимировича Сизова поражает огромное количество работ, которые он создал за эти годы. Живописец в своих полотнах стремится передать собственное ощущение жизни, запечатлеть пережитое, увиденное. Большинство его картин – результат впечатлений и раздумий о вечных ценностях, каковыми являются земля и люди, любовь к жизни, ее горести и радости. В своих работах Сизов предстает перед нами как цельное явление. Его интересы и пристрастия в жизни – это и объект его художественного постижения. Внутренний творческий огонь помогает художнику в жизни. Его всегда можно застать в мастерской за работой. Он занят своим любимым делом, без которого не может жить. Созданные произведения мастера свидетельствуют о постоянном и напряженном поиске новых мотивов, оригинальных художественных образов, новизны их воплощения.
Художник находится на вершине творческой зрелости и работает в полную силу над осуществлением своих новых замыслов.
В июле 2006 года в залах Тамбовской областной картинной галереи состоялась персональная выставка художника, посвященная 60¬летию со дня его рождения. Она пользовалась большим успехом у всех любителей искусства и творчества живописца.